Get Adobe Flash player

Полезные ссылки

- Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru;

- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» -http://window.edu.ru;

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru;

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовhttp://fcior.edu.ru

Каталог организаций

ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Как организовать подготовку к урокам

Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса важно обязательно подкрепить последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно продуманы, пережиты. И если первичное восприятие и закрепление знаний на уроке могут быть фронтальными, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объеме и темпе, которые необходимы каждому школьнику для прочного и полного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной  работы дома. Администрации и педагогам необходимо познакомить родителей с правилами подготовки уроков.

Формирование учебной мотивации – чрезвычайно важная составляющая любого обучения, особенно если речь идет о маленьких учениках. Ее наличие – мощный фактор защиты ребенка от принуждения и последующего переутомления. Тем более это актуально при обучении с опорой на новые образовательные стандарты. Заслуживает внимания опыт тех педагогов, которые дифференцированно, с учетом познавательных возможностей и особенностей учащихся, подходят к объему и содержанию домашних заданий, избавляя своих воспитанников от подчас ненужной и малопривлекательной репродуктивной деятельности. Домашние задания творческого характера, как правило, менее утомительны, формируют познавательный интерес, позитивный настрой на учебу.

Как организовать подготовку домашних уроков? Прежде всего, необходимо грамотно и рационально организовать рабочее место школьника. Это важно для того, чтобы во время занятий ребенок мог без напряжения сохранять правильную позу: прямое положение корпуса, небольшой наклон головы, линия плеч параллельна краю стола, предплечья располагаются на столе.  При этом поясница опирается на спинку сиденья, а ноги на пол или подставку. Для этого необходимо подобрать мебель соответственно росту ребенка. Убедиться  в том, что вы не ошиблись, довольно просто. Поставьте ребенка около стола. Высота стола должна быть выше локтя ребенка на 2 – 3 см., а высота сиденья стула – на уровне коленного сустава. В том случае, если окажется, что стол велик, можно нарастить стул, положив на него жесткую подушечку. Не забудьте о подставке для ног. Надо помнить еще и о том, что правильная и удобная посадка может быть только в том случае, если стул на 4 – 5 см. заходит за край стола. Если стул далеко отстоит от стола, то приходится тянуться к столу. Сидеть длительное время без опоры для спины, например, на табурете тяжело, особенно младшим школьникам. В этом возрасте позвоночник из-за незавершенности процесса окостенения сохраняет большую гибкость и податливость. Продолжительное сохранение неправильной позы может повлечь за собой искривление позвоночника, ослабить зрение. Высота стола и стула по мере увеличения роста вашего ребенка на 10 – 15 см. должна изменяться.

Рабочая поверхность хорошо забытой классической школьной парты – наклонная, наклонную поверхность имеет и конторка. Это создает наиболее удобное физиологическое расположение книги и тетради по отношению к глазам. Рекомендуемый угол наклона читаемой книги 30 – 45 о.

В настоящее время велик выбор детской мебели различного назначения. Что касается специальной мебели для занятий, то можно подобрать функциональную, модульную мебель, которая может легко трансформироваться в зависимости от целей ее использования, а также такую, которая «растет» вместе с ребенком, т.е. рассчитана на длительное пользование. Наличие гигиенического сертификата поможет убедиться, что эта мебель безопасна по своей конструкции и использованным материалам.

Если нет возможности обеспечить отдельное место школьнику, необходимо организовать его за общим столом, но так, чтобы это место было постоянным. Постоянное рабочее место прочно ассоциируется с занятиями, настраивая на деловой лад.

Нередко приходится наблюдать, как, усевшись заниматься с самыми лучшими намерениями, ребенок то и дело отвлекается: то понадобился карандаш, то линейка, то еще что-то. На поиски уходит время, а главное – рассеивается внимание. Очень важно с первых школьных дней приучить малыша к тому, чтобы на столе не было лишних вещей и чтобы не тратить время на поиски учебных принадлежностей, когда они потребуются. Все необходимое следует подготовить заранее, а для хранения учебников и других школьных принадлежностей отвести постоянное место.

Существенное значение имеет правильное и достаточное освещение. Лучше всего, если стол рядом с окном или вблизи него, так, что свет падает слева. Следует учитывать, что немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах скапливается особенно много пыли, эта цифра достигает  50 %. Тюлевые занавески «съедают» до 30 % солнечного света.  Освещенность комнаты снижается  на 10 – 40 %, если на подоконниках стоят высокие цветы. В осенние и особенно зимние месяцы дни коротки, и без настольной лампы не обойтись. Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Мощность электрической лампочки – не менее 75 Вт. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цветов. При этом не исключается и общее освещение. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной книги или тетради к темноте комнаты. Резкий контраст  быстро утомляет – появляется чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях подолгу работать изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т.е. создаются предпосылки для развития или прогрессирования близорукости.

Напряжение для глаз при чтении уменьшится, если книга будет удалена от глаз не менее чем на 30 см. Школьника можно научить, как легко проконтролировать себя: если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Особенно внимательно следует отнестись к этим рекомендациям, если у вашего ребенка близорукость или предрасположенность  к ней.

На успешное выполнение домашних заданий, уровень работоспособности могут оказать неблагоприятное влияние и другие факторы. В душной, излишне теплой комнате, да еще если включен радиоприемник или другая звукоизлучающая техника, сосредоточиться трудно, утомление наступает раньше.

Желательно начинать подготовку уроков всегда в одно и то же время. Исследования гигиенистов и биоритмологов свидетельствуют, что у большинства детей и взрослых подъем работоспособности во второй половине дня начинается в 16 часов. Поэтому приготовление уроков лучше всего начинать в это время. Кроме того, необходим достаточный по времени перерыв, чтобы сбросить усталость, накопившуюся после занятий в школе, пообедать. Очень хорошо, если перед тем, как сесть за уроки, ребенок погуляет на свежем воздухе. Отличным отдыхом может быть и дневной сон, особенно если сложилась привычка спать днем или, например, ребенок не восстановился после перенесенной болезни. Многие дети учатся во вторую смену. В этом случае приготовление уроков рекомендуем начинать в 9 – 10 часов.

А теперь поговорим о самом трудном – как научиться не тратить много сил и времени на «раскачку» и не превращать приготовление уроков в бесконечную нудную и мучительную работу. Конечно, есть дети, которые уже с первых дней своей школьной жизни не испытывают подобных проблем, но таких немного.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевает память и внимание, снижается успеваемость. Современные рекомендации гигиенистов таковы: время приготовления уроков не должно превышать

  • во 2 – 3-х классах – полутора часов;
  • в 4 – 5-х – двух;
  • в 6 – 8-х – двух с половиной;
  • в 9 – 11-х – трех с половиной часов.

Педагогические и гигиенические требования гласят, что обучение в первом классе должно проводиться без домашних заданий. Эти требования представлены  в СанПиН 2.4.2.1178-03 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Необходимо постараться, чтобы ребенок не засиживался за уроками дольше часа, обязательно прерываясь на несколько минут для небольшой разрядки. Не в меру продолжительные занятия неблагоприятно отражаются не только на общем развитии, но и на здоровье детей. Ведь если дети много времени тратят на уроки, они меньше бывают на воздухе, недостаточно двигаются, чаще недосыпают. У них не остается времени на другие занятия  и увлечения, они чаще жалуются на усталость, головные боли. В этом случае день у ребенка целиком превращается в рабочий, который по своей продолжительности может перекрывать рабочий день взрослых.

Научить школьника готовить уроки быстро – непростая задача. Однако если с первых дней школьной жизни педагоги и родители уделяют этому внимание, отводя необходимое и достаточное время на приготовление уроков с учетом особенностей и способностей ребенка, то систематические усилия приведут к желаемому результату. Можно воспользоваться часами или будильником, предварительно договорившись с ребенком, чтобы он постарался успеть выполнить задание в течение  условленного, даже заведомо большего времени. Между тем не следует создавать стрессовую, нервозную обстановку, ругать ребенка, если это не получилось. Постарайтесь проанализировать, в чем причина: задание оказалось сложным или просто трудно сосредоточиться. Вообще, единых рекомендаций быть не может, в каждом конкретном случае родители, зная особенности своего малыша, могут использовать ту или иную тактику. Если у школьника отсутствует мотивация к учебе или интерес, постарайтесь найти, что же все-таки «задевает» его. Пусть на первых порах это будет просто необходимость успеть на его любимый хоккей или компьютерный кружок. И не забывайте почаще хвалить ребенка, даже если его успехи невелики.

Очень важно избавить ребенка от гиперопеки. Чрезмерное внимание и помощь в приготовлении уроков формируют зависимость, беспомощность, нерешительность, необходимость согласовывать с вами каждый свой шаг.

Другая крайность в поведении родителей – полная отстраненность от участия в учебных делах. Даже если у вашего школьника  нет проблем с уроками, вам следует обязательно поинтересоваться, что было в школе, насколько понят тот или иной раздел программы. Ведь даже способный ребенок, особенно в начале обучения, еще не в состоянии оценить,  насколько полно и правильно он усвоил учебный материал. И важно, чтобы взрослый не принимал на себя роль «контролера», требуя «слово в слово» повторить пройденное. Лучше попытаться создать такую ситуацию, может быть, игровую, дети очень любят это, где ребенку необходимо продемонстрировать на практике свои знания. Заодно он получит представление о том, зачем эти знания ему необходимы. Очень важна доброжелательность, умение радоваться его успехам.

В каком порядке следует делать уроки. Единого для всех рецепта нет. У детей существует много индивидуальных различий в устойчивости внимания, быстроте «вхождения» в работу, пристрастиях. И все-таки некоторые рекомендации можно дать. Учащимся 2 – 4-х классов рекомендуется начинать приготовление уроков с письменных заданий. И вот почему. Наши наблюдения показывают, что ни один предмет не дается ребенку с таким трудом, как письмо, особенно первоклассникам. Выполнение письменных заданий требует малопривычной позы, а мышцы кисти руки испытывают при этом значительное напряжение. Много и хорошо писать младшим школьникам еще не под силу. Специальные исследования показали, что большинство детей, начинающих школьное обучение, уже с 3 – 4-й минуты непрерывного письма не в состоянии сохранять правильную позу, качество письма заметно ухудшается. Поэтому необходимо предостерегать родителей от настойчивых требований переписать «каракули». Ребенок может просто возненавидеть эти занятия. Систематическая работа, постепенное увеличение нагрузки, а при необходимости и дополнительные занятия, тренирующие мелкие мышцы кистей рук (лепка, рисование, работа с конструктором и т.п.) обязательно дадут результат. Замечательно, если удастся привить ребенку любовь к этим занятиям. У него появится возможность почувствовать себя взрослым, самостоятельным человеком, который в состоянии написать письмо бабушке (пусть это будет всего три строчки), поздравление другу или оставить записку папе, уходя на прогулку.

Выполнение письменных заданий необходимо чередовать с устными.

Совершенно неправильно поступают те родители, которые выдвигают такое требование: «Не выходи из-за стола, пока не сделаешь все уроки!» После 25 – 30-минутных занятий для 7 – 8-летних школьников, а для детей постарше через 40 – 45 минут необходимо сделать 10 – 15 минутный перерыв для отдыха.  Физические упражнения или танцевальные движения под музыку позволяют быстрее восстановить работоспособность. При этом необходимо помнить, что физкультурная пауза не должна чрезмерно возбуждать, чтобы потом не пришлось тратить время на вхождение в работу.

Школьникам постарше, у которых учебная нагрузка часто бывает неравномерной в течение недели, может понадобиться ваш совет и помощь в том, как рационально распределить ее по дням недели. Скорее всего, не стоит откладывать на последний день домашнее сочинение, которое было задано две недели тому назад, или заучивать наизусть большие текстовые материалы в один присест. Практика показывает, что учебный материал запоминается гораздо лучше, если в тот же день, когда он был разобран в школе, просмотреть его еще раз дома, не добиваясь полного заучивания. Тогда, вернувшись к нему на время приготовления уроков, которые будут на следующий день, закрепить его в памяти не составит большого труда.

Тем, кто учится во вторую смену, не рекомендуется садиться за уроки вечером, после возвращения из школы. Исключение, пожалуй, можно сделать в тех случаях, когда ребенку необходимо помочь разобраться в трудном для него задании, так как в первой половине дня он не сможет рассчитывать на присутствие родителей. Тем, кто с трудом заучивает наизусть, имеет смысл пройтись по тексту, например, перед сном, а утром попытаться  воспроизвести его. Такое растянутое во времени запоминание оказывается гораздо эффективнее, чем спрессованные во времени многократные повторения.

В выходные дни, а тем более, если он один (в том случае, когда занятия в школе организованы по шестидневной учебной неделе), надо постараться, чтобы ребенок был свободен от уроков, чтобы это был день настоящего отдыха. Известно. Что большинство школьников хронически недосыпает, поэтому в эти дни, во-первых, необходимо хорошо выспаться, по возможности побольше побыть на воздухе. Это создаст хороший запас сил на следующую учебную неделю. А если без уроков не обойтись, постарайтесь, чтобы это были такие занятия, выполнение которых не только необходимо, но и интересно. Ведь прогуливаясь вместе с родителями в лесу или в парке, ребенок может даже больше узнать или лучше закрепить полученные на уроке или подготовке домашних заданий знания. Здоровья и успехов вами вашим детям!

 

Подготовлено по материалам статьи доктора медицинских наук НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного Центра здоровья детей РАМН .

Версия для слабовидящих