Get Adobe Flash player

Полезные ссылки

- Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru;

- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» -http://window.edu.ru;

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru;

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовhttp://fcior.edu.ru

Каталог организаций

Педагогические установки родителей и влияние родительских установок на развитие детей

                «Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства душ»  

С. Соловейчик

   Вопросы семейного воспитания всегда привлекали внимание российских и зарубежных ученых. Но, несмотря на возросший во всем мире интерес к изучению семьи со стороны различных наук, Д.О. Дзинтере и Т.А. Маркова утверждают, что многие важные педагогические вопросы семьи и семейного воспитания еще не исследованы. Это можно объяснить наличием чрезвычайно большого количества факторов, находящихся в сложном взаимодействии, от которых зависит воспитание ребенка в семье.

   В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995 и др.). Убедительны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981). В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др.

   Понятие педагогической установки родителей означает выбор ими определенного подхода к воздействию на детей с целью их воспитания, готовность действовать,  проявлять чувства именно определенным способом.                                                                                                                    В это понятие включаются: ценности и идеалы, которые родители исповедуют в воспитании; отношение родителей к детям; выбор средств и способов воздействия на ребенка.

   Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания. Родители реализуют определенное поведение, проявляют определенный тип родительского отношения и стиль родительского поведения. В этом отношении  проявляется и реализуется выбранный родителями стиль семейного воспитания, который отражает предпочтение ими тех или иных позиций во взаимодействии с детьми.

   Выделяют следующие стили:  а) эголитарный стиль воспитания существует в семьях, где родители и дети на равных участвуют в принятии решения, а роли в семье не дифференцируются;

б) демократичный стиль позволяет родителям являться организаторами жизни и деятельности всей семьи. Ребёнок вносит свои предложения и может сам принимать решение, но должен сообщить его родителям, от которых зависит окончательное решение;

в)авторитарный - характеризуется властностью родителей, ребенок может принимать участие в обсуждении, но решение остается за лидером в семье. У ребенка вырабатывается привычка беспрекословного подчинения;

г) автократичный - когда ребенок не имеет права выразить свою точку зрения по проблеме, которая его касается;

д) попустительский стиль, где ребенок решает сам, информировать родителей или нет о своем решении;

е) игнорирующий стиль, где родители не знают о решении, которое принимает ребенок, то есть не участвуют в жизни детей.

   Проявляется стиль семейного воспитания в позиции родителей по отношению к детям, который характеризует типы родительского отношения:

 

- сотрудничество (баланс любви, уважения, требовательности);

- опека (освобождение ребенка от проблем, трудностей и требований);

- невмешательство (предоставление максимума самостоятельности);

- диктат (жесткое введение родителями своих требований в жизнь ребенка).

   В рассмотренных характеристиках переплетаются эмоциональное отношение родителей к детям (принятие - отвержение) и сочетание требовательности и контроля за поведением ребенка.

   В зависимости от стиля семейного воспитания и типа родительского отношения взрослые члены семьи выбирают и осуществляют определенное поведение по отношению к детям. В этом случае выделяются следующие стили родительского поведения, название которых отражает сущность позиции родителя в различных ситуациях взаимодействия с ребенком: содействующий, сочувствующий, компромиссный, объяснительный, автономный, строгий, потакающий, зависимый, ситуативный.

   Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальность и определяет тот уровень престижных установок, к претворению которых стремятся почти все родители. Эти престижные установки могут соответствовать условиям и реальным возможностям детей, а могут быть завышенными или заниженными. Опыт общения с детьми вырабатывает умение с первого взгляда оценивать основные особенности ребенка: в его поведенческом аспекте почти безошибочно проявляется интеллектуальное и психологическое состояние. Как ребенок входит, как он здоровается (или не здоровается), как смотрит, как общается - все это говорит о его развитии.

   Свобода и раскованность способствуют проявлению и развитию природных задатков, а зажатостъ, робость и настороженность, наоборот, тормозят. Завышение, амбициозные установки родителей не дают ему свободно выражать свои желания, стремления, способствуют развитию скованности, робости. Часто дети, выдающие низкие результаты, очень сильно волнуются и переживают. Создается впечатление, что интуитивно они более объективно оценивают свои возможности, чем их родители.

    Как правило, ребенок с высокими природными задатками уверен в себе, хорошо справляется со всеми заданиями. С низкими природными задатками - неуверен, робок, ждет и надеется на постоянную положительную оценку своей работы, поддержку. Престижные установки родителей, не ориентированные, не адаптированные возможностям конкретного ребенка, оказывают отрицательное воздействие на развитие личности. Ребенок не может адаптироваться, не понимает требований, которые ему предъявляют. Ему постоянно твердят о том, что он должен быть умным, соответствовать каким-то родительским желаниям, часто не учитывающим ни его возраст, ни индивидуальные возможности. Ребенка с малых лет включают в мир ценностных ориентации, принятых среди взрослых людей.

   Для правильного развития ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний: завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, заниженный не стимулирует их развитие. Это правильно, если говорить об интеллектуальным развитии. А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то и в том и в другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки ласки, тепла, внимания.  Большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире.

Позитивные установки:

Сколько отдашь – столько и получишь
Какая мама умница!
Какой у нас папа молодец!
В тебе всё прекрасно…
Какое счастье, что ты у нас есть!
Твоё мнение всем интересно
Выбирай себе друзей сам…
Как ты относишься к людям, так и они к тебе
Как аукнется, так и откликнется и др.

Негативные установки:

Думай только о себе, не жалей никого
Дурачок ты мой!
Уж лучше б тебя вообще не было на свете!                                                  

Сколько сил мы тебе отдали, а ты…
Не твоего ума дело…
Ты всегда это делаешь хуже других…                                                                       

Какой  ты некрасивый
Ты плохой! Этот список можно продолжать. Сказав это, - ИСПРАВЬТЕСЬ!

   Ведь все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребенка,   и потом не удивляйтесь, что ребенок отдалился  от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения  и поступков, его просто надо успокоить.                   

Версия для слабовидящих