Get Adobe Flash player

Полезные ссылки

- Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru;

- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» -http://window.edu.ru;

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru;

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовhttp://fcior.edu.ru

Каталог организаций

Рекомендации по физическому воспитанию и развитию.

 Рекомендованные игры:

«Кто тише!» Дети идут вместе с воспитателем. Неожиданно он произносит: «Ну, а теперь посмотрим, кто из вас умеет ходить тихо-тихо, на носочках. Вот так». (Показывает.) Дети поднимаются на носочки и стараются пройти как можно тише. Затем воспитатель незаметно отходит в сторону и говорит: «А теперь все бегом ко мне». Дети бегут к воспитателю, окружают его, а он разговаривает с ними, хвалит за то, что они старательно и хорошо выполнили упражнение.

Указания. Некоторые трехлетние дети при ходьбе на носочках неестественно пригибают голову, втягивают ее в плечи. Им кажется, что так они идут тише. Надо указывать детям на ошибки, стараться исправлять их. Ходьба на носочках укрепляет свод стопы, поэтому она полезна для физического развития ребенка. Однако не следует утомлять детей длительным выполнением этого упражнения. Игра повторяется 3–4 раза.

«Догони меня». Дети сидят на стульях или скамейках на одной стороне площадки или комнаты. «Догони меня», – говорит воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Воспитатель останавливается, когда дети подбегают к нему, и говорит: «Убегайте, убегайте, догоню!» Дети бегут на свои места.

Указания. Вначале игру целесообразно проводить с небольшой группой детей, затем количество играющих можно увеличить до 10–12 человек (в доме ребенка это определяется особенностями состояния здоровья и поведения детей). Воспитатель не должен бежать быстро. Когда дети подбегут к воспитателю, следует похвалить их, сказать, что они хорошо бегают.

 

«Воробышки и автомобиль». Дети садятся на стульчики или скамейки на одной стороне комнаты или площадки: это воробышки в гнездышках. На противоположной стороне площадки стоит воспитатель, изображающий автомобиль. «Полетели, воробышки, на дорожку», – говорит воспитатель. Дети начинают бегать по площадке, размахивая руками, как птички крылышками. Через некоторое время воспитатель говорит: «Осторожно, автомобиль едет, летите, воробышки, в свои гнездышки». Автомобиль, выехав из гаража, едет в сторону воробышков, а воробышки разлетаются по гнездышкам (садятся на стульчики).

Указания. К игре вначале привлекается немного детей, затем вся группа. Воспитатель предварительно показывает, как можно изобразить летающих воробышков, как они клюют зернышки. Дети, подражая воробышкам, выполняют все эти действия, затем можно включить в игру и автомобиль, роль которого воспитатель выполняет сам (только после многократных повторений можно поручить ее активному ребенку). Автомобиль едет не слишком быстро, чтобы дать возможность всем птичкам найти свои гнездышки.

«Поезд». Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, говорит: «Вы – вагончики, а я буду паровозом» – и встает впереди детей. Паровоз дает гудок, поезд начинает двигаться, вначале медленно, затем быстрее (произнося «чу-чу-чу», дети постепенно ускоряют шаг, потом бегут). Но вот паровоз замедляет движение, поезд останавливается. Воспитатель говорит: «Поезд подошел к станции. Вот и остановка». Затем паровоз дает гудок, и поезд едет дальше.

Указания. Вначале играют несколько детей, остальные сидят на стульчиках и смотрят. При повторении игры число ее участников можно увеличить. Паровоз изображает воспитатель, лишь после многократных повторений эту роль можно передать наиболее активному ребенку. Паровоз должен двигаться медленно, чтобы вагончики не отрывались друг от друга.

«Самолеты». Дети стоят в разных местах площадки, они изображают летчиков на самолетах. По команде воспитателя «К полету готовься!» дети начинают делать круговые движения согнутыми в локтях руками – заводят моторы. По сигналу «Летите!» они поднимают руки в стороны и бегут по площадке. По команде «На посадку!» самолеты останавливаются и «приземляются» (дети опускаются на одно колено).

Указания. Игру можно усложнить, разделив участников на 3–4 звена. Тогда по команде «На посадку!» дети находят свои места в звеньях. Воспитатель отмечает, какое звено самолетов собралось первым. Игру с разделением на звенья целесообразно проводить с детьми 3–4 лет, для малышей она трудна. Игра повторяется 5–6 раз.

«Дотронься до мяча» (можно играть с двухлетними детьми). Взрослый держит в руке небольшой мяч в сеточке. Ребенок должен подпрыгнуть и дотронуться до мяча двумя руками. Взрослый меняет высоту в зависимости от роста ребенка и его физических возможностей.

«Позвони в колокольчик» (можно играть с двухлетними детьми).

Эта игра аналогична предыдущей, только в руках у взрослого колокольчик (его можно подвесить на шнур). Колокольчик должен находиться несколько выше вытянутых рук ребенка.

«Поймай бабочку». На конец небольшого прута или палочки привязывают шнурок, а к нему – вырезанную из бумаги бабочку. Взрослый держит прут так, чтобы бабочка летала над головой ребенка. Малыш подпрыгивает, стараясь ее поймать.

«Мой веселый звонкий мяч». Подражая мячу, дети подпрыгивают на двух ногах, а взрослый при этом четко произносит стихотворение С. Маршака «Мяч»:

Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!

В то время как ребенок прыгает, взрослый может ударять мяч о землю так, чтобы прыжки ребенка и удары мяча совпадали; можно поднимать и опускать над головой малыша руку (как будто он мячик). В конце игры взрослый говорит: «Сейчас догоню!» – и делает вид, что ловит убегающего.

Утренняя зарядка

Зарядка проводится в виде свободных упражнений под общую команду непосредственно после сна, натощак, в течение 3–5 мин. В сочетании с воздушной ванной и водными процедурами она является и эффективным закаливающим средством.

Вот несколько упражнений, которые можно рекомендовать для зарядки.

1. «Ходите, как великан». Дети встают на цыпочки, поднимают руки вверх и вытягивают туловище. «Вытягивайтесь выше, выше, – говорит воспитатель. – Смотрите на пальчики. Идите вперед».

2. «Ходите, как карлик». Дети садятся на корточки, изображая карлика. В таком положении они двигаются вперед с вытянутыми руками.

3. «Бегайте на четвереньках, как собачка».

4. «Прыгайте и квакайте, как лягушка».

5. «Прыгайте и чирикайте, как воробей».

При выполнении этих упражнений дети стоят по кругу. Воспитатель говорит: «Знаете, как передвигаются воробьи? Они не шагают, а прыгают на двух ножках. И еще машут крыльями…» И т. п.

6. «Самолет». Разведя руки в стороны, наклоняют вправо и влево туловище.

7. «Боксер». Имитируют движение боксера.

8. «Ветряная мельница». Круговые движения рук.

9. «Любопытный щенок». Дети опускаются на колени и упираются руками в пол. Они поворачиваются в одну сторону – смотрят, что там делается, затем – в другую и т. д.

10. «Прыгайте с кочки на кочку». Прыжки с продвижением вперед.

Упражнения для специальных занятий гимнастикой с детьми раннего возраста в домах ребенка объединяются в гимнастические комплексы.

При составлении комплексов физических упражнений необходимо соблюдать единые требования, обеспечивающие достижение наибольшего физиологического эффекта и строгое дозирование мышечной нагрузки. К этим требованиям относятся прежде всего следующие.

1. Упражнения должны охватывать все мышечные группы – рук, плечевого пояса, спины, груди, живота, ног, стоп.

2. В процессе занятия необходимо чередовать упражнения для различных мышечных групп, так как только в момент отдыха мышцы освобождаются от накопившейся молочной кислоты и других продуктов обмена.

3. Физические упражнения должны чередоваться с массажем, который на первом году жизни предшествует упражнениям.

4. Упражнения должны быть доступны 75 % детей данного возраста, группы, подгруппы. Это очень важное требование. Оно исходит из того, что все гимнастические упражнения проводятся для формирования мышечного корсета, следовательно, для тренировки должны использоваться только хорошо знакомые и доступные для выполнения упражнения.

5. Необходимо чередовать исходные положения (лежа на спине, животе, боку, сидя, стоя).

6. Следует начинать занятие с легких упражнений, постепенно переходить к более сложным и заканчивать опять легкими.

7. Обязательно чередование упражнений с отдыхом (паузами); таким отдыхом можно считать массаж, так как он обеспечивает наименьшее напряжение мышц.

8. Нужно постепенно увеличивать физическую нагрузку за счет частоты повторений упражнений, увеличения длительности занятия.

9. Коллективные и индивидуальные упражнения должны чередоваться.

10. Нужно обязательно использовать гимнастические пособия (или руководить движениями ребенка).

Непозволительной тратой времени следует считать попытку сначала обучать ребенка в занятии какому-либо движению, а потом, спустя долгое время, использовать его для занятий.

Комплексы для проведения гимнастики и массажа с детьми первого года жизни (без поражения опорно-двигательного аппарата)

Комплекс 1

1. Поглаживающий массаж рук.

2. Поглаживающий массаж ног.

3. Выкладывание на живот.

4. Массаж спины.

5. Массаж живота.

6. Массаж стоп.

7. Рефлекторные упражнения для стоп.

8. Рефлекторное разгибание позвоночника в положении на боку.

9. Выкладывание на живот.

10. Рефлекторное ползание.

 

 

Комплекс 2

1. Охватывающие движения руками.

2. Массаж рук (поглаживание плюс растирание, разминание.

3. Массаж ног.

4. Поворот на живот при поддержке за правую руку.

5. Массаж спины.

6. Положение «пловца».

7. Массаж живота.

8. Массаж стоп.

9. Упражнения для стоп.

10. Вибрационный массаж грудной клетки.

11. Сгибание и разгибание рук.

12. Поворот на живот при поддержке за левую руку.

13. Вибрационный массаж грудной клетки.

Комплекс 3

1. Охватывающие движения руками.

2. Массаж ног.

3. Скользящие шаги.

4. Поворот со спины на живот вправо.

5. Массаж спины. «Парение» на животе.

6. Массаж живота.

7. Приподнимание верхней части туловища из положения на спине.

8. Массаж стоп и рефлекторные упражнения для стоп.

9. Сгибание и разгибание ног.

10. «Парение» на животе.

11. Массаж грудной клетки.

Комплекс 4

1. Охватывающие движения руками (или сгибание и разгибание рук с кольцами).

2. «Скользящие» шаги или разгибание и сгибание ног.

3. Поворот на живот вправо.

4. Массаж спины.

5. «Парение» на животе.

6. Массаж живота.

7. Массаж стоп.

8. Присаживание с фиксацией колен (за одну и другую руку).

9. Повороты на живот влево.

10. Приподнимание в положении на животе.

11. Вибрационный массаж грудной клетки.

Комплекс 5

1. Сгибание и разгибание рук (с кольцами).

2. «Скользящие» шаги.

3. Поворот со спины на живот (в обе стороны).

4. Сгибание и разгибание ног.

5. Массаж живота.

6. Наклоны и выпрямление туловища.

7. Массаж живота.

8. Доставание палочки выпрямленными ногами.

9. Присаживание при поддержке за кольца.

10. Напряженное выгибание в положении сидя на коленях у медсестры.

11. Присаживание с фиксированными коленями.

12. Круговые движения руками.

Комплекс 9

1. Массаж рук.

2. Скрещивающие движения руками.

3. Массаж ног.

4. Сгибание и разгибание ног.

5. Массаж живота.

6. Поворот на животе.

7. Массаж спины.

8. Массаж стоп и рефлекторные упражнения стоп.

9. Поднятие выпрямленных ног.

10. Поворот на живот.

11. Вибрационный массаж грудной клетки.

 

Версия для слабовидящих